Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 20 апреля 2024 г.

Шаман Николай Ооржак спел для брянцев... сердцем

Шаман Николай Ооржак спел для брянцев... сердцем Концерт Николая Ооржака — потомственного шамана и мастера горлового пения — прошёл в Брянском областном колледже музыкального и изобразительного искусства в пятницу, 20 апреля. Тувинский целитель вместе со своей помощницей из Москвы спели для брянцев сердцем и, похоже, ещё какими-то внутренностями, продемонстрировали, в каком диапазоне звучит Вселенная, а также исполнили ритуал, после которого у гостей вечера немедленно должна была наладиться жизнь.

Вечер пятницы, Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства, конкретно — та его часть, которую в народе ласково называют «музилищем». В фойе пахнет кофе, кофейные же пятна обнаруживаются на листке с нотами «Во поле березонька стояла», который валяется на стоящей тут же парте. Атмосфера располагает к студенческому раздолбайству, хотя мероприятие предстоит серьёзное — с музыкальных, метафизических и ещё Бог знает с каких позиций. Впервые в Брянск приехал потомственный шаман из Тувы, мастер горлового пения и виртуозный музыкант Николай Ооржак. Планируется, что он будет петь, музицировать и камлать.

Поначалу в зале раздаются малознакомые, но вполне приемлемые для европейского уха звуки. Перед зрителями раскрывается степь, звенят кедровые леса, струятся священные воды. В тексте этой «первобытной» песни, кажется, даже можно различить какие-то слова

«Сегодня в зале будет твориться волшебство, будет звучать исцеляющий звук мастера», — благоговейно анонсирует выступление тувинца Зоя Полоновская, руководитель брянского центра интегрального развития «Энергия жизни». В это время Николай Ооржак уже вышел на сцену в шаманском костюме, увешанном лентами, и живописной шапке, напоминающей гвардейский кивер. На ломаном русском языке он лучисто здоровается с собравшимися: «Я приветствую жителям города Брянска. У всех глаза горит от счастья…». После чего разжигает в специальных сосудах какие-то травы, исторгает из груди звук, близкий к вою степного ветра, и приступает, собственно, к пению. Дымок от его курений поднимается всё выше, проверяя на работоспособность имеющуюся в колледже пожарную сигнализацию. Сигнализация, к счастью, не срабатывает.

Поначалу в зале раздаются малознакомые, но вполне приемлемые для европейского уха звуки. Перед зрителями раскрывается степь, звенят кедровые леса, струятся священные воды. В тексте этой «первобытной» песни, кажется, даже можно различить какие-то слова. Но когда шаман, по его же словам, начинает «петь сердцем», в зале воцаряется нечто совершенно космическое. Мелодии и слов у этого «космического» нет и быть не может — всё выглядит очень спонтанно и «здесь-и-сейчасно». Воздух начинает невидимо вибрировать, разминая каждую клетку твоего тела, слушатель сам становится музыкой, ритмом. Говорят, это и есть настоящий хоомей — искусство горлового пения. Хотя вполне может быть, что в эти моменты над певцом просто открывается какой-нибудь космический канал и на его диковинную песнь, как мотыльки на свет, слетаются «духи Вселенной и матушки-земли», которых так упорно призывает шаман, справляя свой ритуал.

Николай Ооржак рассказывает, что занимается своим певческим трудом последние 26 лет. Начал петь неожиданно, говорит: играл со своим сыном и внезапно из груди «пошёл звук». Теперь вот ездит по планете и учит своему искусству людей

Пока на сцене под звон колокольчиков звучит «магический джаз», организаторы концерта совершают за кулисами спонтанные танцевальные па. Публика в зале внимает древним звукам, закрыв глаза. Некоторые из них предаются медитации, и эта медитация, того гляди, перейдёт в левитацию. Все заняты собой, пытаясь раствориться в исконном. И лишь одна молоденькая зрительница задумчиво посасывает проводок от наушника, напряженно рассматривая тувинского волшебника, который, впрочем, тоже основательно ушёл в себя — туда, откуда до нас доносится удивительной мощи пение.

Впрочем, просто пением искусство хоомей назвать нельзя. Как утверждает Зоя Полоновская, это способ восприятия действительности, который позволяет принимать её такой, какая она есть. «Этот звук несёт знание, которое невозможно передать вербально», — говорит она. Горловое пение расширяет сознание и соединяет человека с пространством Вселенной, высвобождает энергию и направляет её в правильное русло.

Сам Николай Ооржак рассказывает, что занимается своим певческим трудом последние 26 лет. Начал петь неожиданно, говорит: играл со своим сыном и внезапно из груди «пошёл звук». Теперь вот ездит по планете и учит своему искусству людей. В своём мире Николай — явление уникальное. Он в совершенстве владеет всеми стилями горлового пения — сыгыт, каргыраа, зенгилээр, борбаннадыр. Для среднестатистического жителя России эти слова звучат примерно так же, как какая-нибудь «бамбарбия-кергуду», но за каждым из них скрываются годы практик и большой талант.

Анна Ковалёва — ученица Николая Ооржака, которая научилась горловому пению уже на втором занятии с мастером. Она усаживается на стул, несколько секунд готовится и внезапно исторгает из себя звук работающей пилы-«болгарки»

Сам шаман, впрочем, уверяет, что техникам горлового пения можно научить каждого. В подтверждение этому на сцену выходит девушка — не тувинка, а вполне славянской внешности блондинка. Это Анна Ковалёва — ученица Николая Ооржака, которая научилась горловому пению уже на втором занятии с мастером. Она усаживается на стул, несколько секунд готовится и внезапно исторгает из себя звук работающей пилы-«болгарки». Затем Анна начинает утробно рычать, как заводящийся мотоцикл, а затем — варганировать. Звук варгана за ней пытается повторить стайка слушателей из зала. Закончив петь, ученица шамана благодарит публику обычным девичьим голосом. После услышанного «урррыыыыы» русское «спасибо большое» звучит удивительно свежо.

В завершение концерта Николай Ооржак исполняет несколько тувинских народных песен в сопровождении музыкального инструмента «один палка, два струна», похожего на игил — магический инструмент шаманов. Кто не знает, как он звучит, может вспомнить, как Шерлок Холмс в исполнении Василия Ливанова играл на скрипке, — на слух это воспринимается примерно одинаково. А в самом финале Ооржак импровизирует вместе с брянским музыкантом, который, по словам шамана, «тоже сочиняет звуки». Эти «звуки» напоминают скорее «белый шум», но своим пением Николай делает их вполне приемлемыми для слуха.

Напоследок перед слушателями раскрываются обширные перспективы. «Сегодня-завтра ваша жизнь изменится», — улыбается шаман всем присутствующим. С искренними пожеланиями добра и здоровья он расстается со своими гостями, но ненадолго. На следующий день многие из них придут на специальный семинар по горловому пению, который Николай Ооржак проводит на базе центра «Энергия жизни». Пока же все расходятся по домам до невозможности довольные. Уже на улице — на безразличной брянской улице — где-то в толпе звучит варган…

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта